Главная » Регионы » Красноярский край
Красноярский край
Проект Русского географического общества «Сохранение редких видов животных: ирбис»

Ирбис, или снежный барс, — единственный крупный хищник из семейства кошачьих, обитающий в горных таежных лесах на юге Сибири. Считается, что в естественных природных условиях сейчас живут лишь 150–200 ирбисов.

Русское географическое общество в 2010 году поддержало грантовый проект «По следам снежного барса». Его цель — изучение состояния популяции и ключевых мест обитания ирбисов. Собранные данные помогут решить задачу сохранения снежного барса. Работа по сохранению ирбиса ведется совместно с Хакасским и Саяно-Шушенским природными заповедниками, заповедником «Убсунурская котловина» и заказником «Позарым», а также Институтом проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН.

Проект Русского географического общества «Сохранение редких видов животных: белый медведь»

Белый медведь — самый крупный из всех обитающих в России хищников. Русское географическое общество с 2010 года поддерживает проект, направленный на изучение и сохранение этого вида животных.

Белые медведи населяют область плавучих льдов вблизи побережий Северного Ледовитого океана. Их общая численность оценивается в 20–25 тысяч особей. Эти животные испытывают наибольший стресс из-за глобальных климатических изменений. Сокращение площади ледяного покрова арктических морей вынуждает белых медведей больше времени проводить на побережье и на островах. Это лишает медведей доступа к их основному объекту питания — тюленям, обитающим на морском льду.

Русское географическое общество постоянно расширяет круг исследований белого медведя: сначала это была баренцевоморская популяция, в 2013 году впервые был проведен авиационный учет численности чукотско-аляскинской популяции, а в 2014 году начались работы на побережье Таймыра. Работа ведется в сотрудничестве с Советом по морским млекопитающим, национальным парком «Русская Арктика», «Заповедниками Таймыра», а также Институтом проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН.

Шушенский бор травы и кустарники, животные, птицы
Шушенский бор расположен в Минусинской котловине и на склонах Саянских гор. С увеличением высоты местности лесостепная растительность в нем постепенно сменяется горно-таежной. В травяном покрове леса встречаются редкие и лекарственные растения, занесенные в Красную книгу России, — весенний адонис, сибирская бруннера, марьин корень (пион уклоняющийся), алтайская ветреница. В Шушенском бору сохранились популяции благородного оленя, соболя и кабарги. Из гнездящихся здесь птиц немало редких: черный журавль, дрофа, горный гусь. Шушенский бор остается единственной в Красноярском крае территорией, имеющей статус национального природного парка.
Большой Арктический заповедник животные, птицы
Самый большой по занимаемой площади заповедник в России расположен на севере Таймырского полуострова. В состав заповедника входят также часть акватории Карского моря, моря Лаптевых и многочисленные арктические острова. Флора типична для арктической тундры, в ней преобладают лишайники, изредка встречается полярная ива. Животный мир достаточно разнообразен для высоких широт. Из морских млекопитающих здесь обычны морж и нерпа. На островах и морском побережье обитает большая популяция белого медведя, на юге заповедника изредка встречается акклиматизированный в 1970-е годы на Таймыре овцебык. Численность стада диких северных оленей, мигрирующих на север Таймыра в летние месяцы, превышает 150 тысяч голов.
Плато Путорана

Плато Путорана находится в северо-западной части Среднесибирского плоскогорья, примерно в двухстах километрах восточнее Норильска. Плато имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для сохранения уникального природного комплекса, который включает и ледяные пустыни, и тундру, и изрезанную глубокими каньонами горную тайгу с многочисленными озерами, создан Путоранский заповедник. Одной из достопримечательностей плато являются водопады. Высота некоторых из них превышает 100 м.

Плато Путорана считается северной границей ареала обитания таких типичных для Сибири животных, как соболь, рысь и лось. Здесь находятся зимовья самой большой в мире популяции дикого северного оленя, его численность оценивается более чем в 400 тысяч особей. Центральная часть плато — место обитания путоранского подвида занесенного в Красную книгу России снежного барана. К числу исчезающих видов относится гусь-пискулька, небольшая популяция которого гнездится в Путоранском заповеднике.

Саяно-Шушенский заповедник животные, птицы, деревья
Заповедник находится в горной местности вблизи Саяно-Шушенского водохранилища. Значительную часть его территории занимают ненарушенные кедровые леса. Один из основных приоритетов — увеличение популяции снежного барса. Из копытных животных в заповеднике под особой охраной находится козерог. После пуска Саяно-Шушенской ГЭС в незамерзающей части Енисея поселилось большое количество уток. В селе Шушенское открыт визит-центр заповедника.
Заповедник Столбы животный мир
Заповедник находится вблизи Красноярска и фактически является одной из городских достопримечательностей, как и сами столбы, то есть многочисленные скалы. Здесь сохранились большие массивы таежных пихтовых лесов, в которых обитают соболь, кабарга, сибирская косуля. В подлеске преобладают типичные для сибирской тайги растения, среди которых встречаются и редкие виды — луковичная калипсо, крупноцветный башмачок, майский пальчатокоренник, шлемоносный ятрышник.
Тунгусский заповедник животные, рыбы
Заповедник расположен в центральной части Среднесибирского плоскогорья. Его территория включает место падения Тунгусского метеорита в 1908 году. За прошедшие 100 с лишним лет экосистема пострадавшей от происшествия тайги почти полностью восстановилась. В заповеднике обитают типичные для Центральной Сибири животные — соболь, бурый медведь, росомаха, лось. В реке Подкаменная Тунгуска водятся хариус и ленок.
Природный парк Ергаки деревья, животные, ландшафтные памятники природы
Природный парк расположен на юге Красноярского края, его территория охватывает несколько хребтов Западного Саяна. Ергаки — одно из самых популярных направлений экологического туризма в регионе. В природном парке открыт визит-центр, посетителям которого предлагаются экскурсии к живописным скалам, альпийским лугам, озерам и водопадам. В Ергаках часто встречаются старовозрастные кедры и ели, обитают кабарга, сибирская косуля и другие таежные животные.
Красноярск рекультивация земельных участков
В Красноярске ведутся работы по рекультивации территории бывшего химкомбината «Енисей». В советские годы на расположенном в городской черте химкомбинате производили твердое ракетное топливо. Ликвидация объекта повышенной экологической опасности финансируется из федерального бюджета. Завершить демонтаж производственных построек и полностью очистить территорию от загрязнения планируется к 2020 году.