Главная » Регионы » Челябинская область
Челябинская область
Сугомакская мраморная пещера ландшафтные памятники природы, минеральные источники, родники
Уникальная для региона пещера, единственная на Урале, образованная вымыванием мраморной породы. Пещера является частью Сугомакского природного комплекса, куда помимо нее входят гора и озеро Сугомак. Пещера состоит из трех гротов, доступными для посещения без специального снаряжения являются только первые два. В любое время года внутри второго грота пещеры сохраняется положительная температура. В зимнее время на полу первого грота появляются ледяные сталагмиты. Недалеко от пещеры есть родник Марьины Слезы с чистой и приятной на вкус водой.
Ильменский государственный заповедник ландшафтные памятники природы, животные, деревья и кустарники

Один из самых старых заповедников на территории России, был образован в 1920 году для защиты минералогических богатств Урала. Через полтора десятилетия преобразован в комплексный, не утратив при этом своей значимости в качестве минералогического заповедника. В настоящее время на территории заповедника обнаружено 277 минеральных вида, кроме того, там было открыто 16 новых для мировой систематики видов: ильменит, эшинит, монацит, канкринит, чевкинит, хиолит и другие. Встречаются топаз, аквамарин, фенакит, циркон, сапфир, турмалин и амазонит. С 1936 года при заповеднике функционирует минералогический музей. Он входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев страны.

Помимо минералогических богатств на территории заповедника площадью более 300 км2 находится 30 озер, обитает множество животных и растений.

Очистные сооружения на станции Полетаево-1 Южно-Уральской железной дороги очистка загрязненных вод

Современные очистные сооружения оборотного цикла с многоступенчатой очисткой сточных вод были открыты в августе 2014 года и способствуют снижению негативного влияния на окружающую среду. Кроме того, запуск очистных сооружений способствует защите реки Миасс и Шершневского водохранилища: основных источников питьевой воды для Челябинска.

Система очистки производственных сточных вод представляет собой многоступенчатый процесс с использованием современных методов механической и физико-химической очистки. На первом этапе после промывки грузовых вагонов сточная вода проходит механическую очистку в отстойниках, в которых оседают песок и мусор. Затем сточные воды проходят физико-химическую очистку с использованием современных реагентов и подачей воздуха на флотационных установках и фильтрах с плавающей загрузкой. После обеззараживания сточные воды поступают в накопительную емкость, откуда насосом высокого давления снова возвращаются на моечный пост.

Южно-Уральский государственный природный заповедник растения, деревья, травы и кустарники, животные, насекомые

Самый большой заповедник Южного Урала (252 800 га) расположен на территории сразу двух российских регионов: Башкортостана и Челябинской области. На территории заповедника находится самая высокая гора Южного Урала Большой Ямантау (1640 метров над уровнем моря).

Заповедник характеризуется разнообразием растительного мира. Здесь сохранилась флора доледникового и ледникового периодов, 20 видов уральских эндемиков и 8 видов растений, занесенных в Красную книгу РФ, в том числе пять видов орхидных. Вершины горных хребтов покрыты тундровой растительностью в сочетании с таежными: брусникой, черникой и голубикой.

В лесах, занимающих большую часть территории заповедника, водятся акклиматизированные американская норка и ондатра. Повсеместно встречаются лоси, медведи, волки, зайцы и барсуки. Четыре вида насекомых, обитающих в заповеднике, занесены в Красную книгу РФ. Это бабочки: аполлон, мнемозина, голубянка римн, а также пчела-плотник из отряда перепончатокрылых.

Национальный парк Таганай растения, деревья, травы и кустарники, животные

Национальный парк занимает западную часть Челябинской области, примыкает к границе Европы с Азией. На общей площади более 560 км² в почти первозданном виде сохранились реликтовые леса и уникальные экосистемы, представляющие собой синтез геологических, гидрологических и ботанических памятников природы. Парк, фауна которого представлена десятками видов животных и птиц, а флора сотнями видов растений (в числе которых множество эндемиков), расположен в индустриальной, густонаселенной части Челябинской области, что делает его важнейшим рекреационным ресурсом региона.

Самый крупный хищник, которого можно встретить в парке, — бурый медведь, с ним соседствуют рысь, волк, лиса, енотовидная собака, многочисленные куньи. В Таганае водятся кабаны, косули, лоси, множество грызунов и рукокрылых (серый ушан, северный кожанок), огромное количество птиц, включая полярную сову, скопу, беркута, орлана-белохвоста, черного аиста, чернозобую гагару и других. В водоемах водятся ценные породы рыб: ручьевая форель, таймень, хариус.

Озеро Зюраткуль водные памятники природы

Озеро Зюраткуль — самое высокогорное (724 метра над уровнем моря) и самое пресное озеро Урала, жемчужина одноименного национального парка. Образовавшееся в результате эрозийно-тектонических процессов, озеро (в настоящее время — это водохранилище), имеет площадь 13,5 км2, максимальную глубину — 12 метров и длину береговой линии — 26 км. Отличительная особенность Зюраткуля — чистая, проточная и пригодная для питья вода, которая характеризуется пониженной соленостью, низким уровнем жесткости, насыщенностью кислородом и незначительным содержанием загрязняющих элементов.

Берега озера — живописные склоны горных хребтов с субальпийскими лугами и высокогорной растительностью, а также участки темнохвойной тайги.