Главная » Регионы » Архангельская область
Архангельская область
животные

Русское географическое общество с 2013 года поддерживает проект «Морж», направленный на изучение и сохранение различных подвидов моржа в условиях интенсификации хозяйственного освоения ключевых местообитаний данного вида.

Акватория заказника «Земля Франца-Иосифа» остается ключевой территорией для сохранения атлантического подвида моржа, ареал которого сильно сузился в последние несколько десятков лет, а численность заметно упала.

Общество предполагает увеличить количество проектов, направленных на изучение и сохранение популяции моржа в российском секторе Арктики, и теперь будут проводиться исследования на Чукотке.

животные

Белуха — один из редких видов китов, обитающий в Охотском море и морях Северного Ледовитого океана. Русское географическое общество с 2010 года поддерживает проект «Белуха — белый кит». Цель проекта — изучение популяционной структуры, численности и сезонного распределения этого вида китов.

Популяция белухи подразделяется на 29 локальных стад, из которых около 12 находятся в водах России. В рамках проекта исследователи изучают две популяции белух, обитающие в Белом и Охотском морях. Работа ведется в сотрудничестве с Советом по морским млекопитающим, Институтом проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, Институтом океанологии РАН, Институтом «Гипрорыбфлот», авиаотрядами Архангельска и Хабаровска.

рекультивация земельных участков

Проект «Очистка Арктики» является одним из приоритетных для Русского географического общества. Он реализуется с 2010 года, его задача — очистить берега Северного Ледовитого океана от брошенных старых кораблей, мусора, загрязнения нефтепродуктами.

За время реализации проекта был полностью очищен от мусора и металлолома остров Земля Александры, который входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа. На острове было собрано и спрессовано почти 50 тысяч стальных бочек, в которых раньше хранились горюче-смазочные материалы, убрано около 9 тысяч тонн твердых отходов и металлолома. Также проведена очистка других арктических островов — Рудольфа, Хейса, Гофмана и Греэм-Белл.

водные памятники природы, ландшафтные памятники природы

«Арктический плавучий университет» — это инновационный образовательный проект Русского географического общества, во время которого молодые ученые — исследователи Арктики получают знания и навыки в реальных условиях северных морей.

На время проведения проекта плавучим университетом становится научно-исследовательское судно Северного Росгидромета «Профессор Молчанов» — единственный в Европе корабль, совмещающий в себе уникальную лабораторию для проведения научных изысканий и практическую базу по подготовке специалистов-исследователей. Первый рейс «Арктического плавучего университета» прошел в 2012 году.

Сийский природный заказник животные

Заказник находится к югу от Архангельска вблизи реки Ваймуга. Здесь сохранились ненарушенные сосновые леса, в которых обитают бурый медведь, рысь, росомаха, куница. У лесных озер часто встречаются бобер, выдра, ондатра. Рядом с заказником расположен один из самых известных архитектурных памятников Архангельской области — Сийский монастырь.

Пинежский заповедник деревья, ландшафтные памятники природы, водные памятники природы, животные, травы и кустарники, птицы, рыбы

Заповедник занимает юго-восточную часть Беломорско-Кулойского плато, известного своими многочисленными пещерами. Почти вся природоохранная территория покрыта таежными лесами, в которых преобладают ели и сосны. Изредка встречаются березняки. Одной из достопримечательностей заповедника является лиственничная роща у реки Сотки — возраст большинства деревьев превышает 200 лет. В подлеске и травяном покрове лесов имеются растения, внесенные в Красную книгу России: венерин башмачок, луковичная калипсо, пальчатокоренник и пинежский качим. Первые три растения относятся к семейству орхидей, четвертое — к гвоздичным.

Фауна Пинежского заповедника типична для европейского севера России — очень часто встречаются куницы, белки, бурундуки. Из более крупных млекопитающих в пинежских лесах обитают бурый медведь, рысь и лось. Из птиц — рябчик, глухарь, ястреб, сыч. В реку Сотка на нерест заходит семга.

Национальный парк «Русская Арктика» животные, птицы

Территория национального парка включает северную часть острова Северный архипелага Новая Земля и прилегающие острова. В ведении парка также находится Земля Франца-Иосифа, которая имеет статус природного заказника. Акватория арктических островов является постоянным местом обитания гренландских китов. Вблизи Земли Франца-Иосифа встречается еще один редкий вид китов — нарвал. На побережье находятся лежбища атлантических моржей. Из наземных млекопитающих для Новой Земли и более северных островов обычны белый медведь, песец, лемминг.

Новая Земля и Земля Франца-Иосифа служат местом гнездования многих практически нигде больше не встречающихся видов птиц. Здесь сохранились популяции арктических белых чаек, атлантических глупышей, черных казарок и полярных люриков. На Земле Франца-Иосифа находится самая северная в мире колония еще одного редкого вида птиц — толстоклювой кайры.

животные, водные памятники природы, рыбы

Национальный парк занимает северную часть Онежского полуострова и акваторию Унской губы Белого моря. В этой части Прионежья сохранились уникальные для европейского Севера России старовозрастные таежные леса. Украшением национального парка являются многочисленные озера, самые крупные из которых — Мураканское и Большое Выгозеро. Во многих озерах водятся сиг, щука, налим и ряпушка. На морском побережье можно увидеть кольчатую нерпу и тюленя-лахтака. В начале весны через Белое море проходит миграция молодняка гренландских тюленей — часто они заплывают и в Унскую губу. Иногда близко к берегу подходят белухи — небольшие северные киты.

Кенозерский национальный парк травы и кустарники, деревья, птицы

Национальный парк находится на юго-западе Архангельской области. Он включен в список биосферных резерватов ЮНЕСКО. Почти всю территорию парка занимают сосновые и еловые таежные леса, многочисленные озера и болота. В Кенозерье множество ягодников — в изобилии растут клюква, брусника, морошка, черника и голубика. Из внесенных в Красную книгу России растений в национальном парке встречаются орхидные башмачок настоящий, пальчатокоренник и озерный полушник.

Фауна парка интересна тем, что здесь соседствуют виды животных и птиц, типичные для северной тайги и для лесостепи — в Кенозерье обитают и северная белая, и южная серая куропатки. Из редких видов птиц в национальном парке гнездятся беркут, кречет, белоклювая гагара.

приливные электростанции

В Мезенском заливе Белого моря предполагается построить приливную электростанцию, которая могла бы ежегодно вырабатывать до 39 миллионов кВт*ч электроэнергии. Работы по проекту Мезенской ПЭС включены в утвержденный правительством долгосрочный план развития электроэнергетики в России, но сроки строительства и источники его финансирования не определены. Местоположение проектируемой электростанции выбрано с учетом большой высоты приливов в Мезенском заливе — до 8 метров.

В 2007 году в Мезенском заливе проходили испытания размещенного на плавучей платформе опытного образца энергоустановки приливной электростанции. Однако мощность этой энергоустановки была сравнительно небольшой — 1,5 МВт.