О проекте

Перед вами «Экологическая карта России». На ней в виде географических точек отображены основные направления природоохранной работы, которая проводится в каждом из регионов нашей страны. Современная экология очень многогранна, именно поэтому на карте соседствуют, казалось бы, разноплановые «точки» — ветряные электростанции, реконструируемые очистные сооружения, памятники природы и заповедники, в которых охраняют редкие виды животных и растений.

Общим для всех этих «точек» является наличие в них экологического содержания. И строительство электростанций, использующих возобновляемые источники энергии, и защита редких животных являются направлениями экологической деятельности. На карте отражена не только природоохранная деятельность органов власти, но и работа общественных организаций. Например, на карту нанесены «точки», отражающие многие проекты Русского географического общества — по сохранению таких редких животных, как кит-белуха или дальневосточный леопард, очистке арктических островов от мусора, организации научных экспедиций в труднодоступные районы России с недостаточно изученными фауной и флорой.

При этом карта не является ни энциклопедией, ни иллюстрированным списком всех особо охраняемых природных территорий страны. Цель проекта скромнее — рассказать о современных и экологически безопасных проектах в энергетике, технологиях очистки загрязненных вод и рекультивации превращенных в свалки опасных производственных отходов земельных участков. По «точкам» видно, какие животные и растения являются типичными для каждого российского региона, какие биологические виды стали редкими и нуждаются в защите.

Поэтому экологическую карту России можно условно разделить на несколько направлений. Первое — развитие отраслей энергетики, основанных на использовании возобновляемых природных ресурсов. «Точками» на карте обозначены действующие и проектируемые ветряные, солнечные, приливные и геотермальные электростанции. В некоторых российских областях используются биогазовые энергоустановки, которые вырабатывают электричество и тепло из отходов животноводческих комлексов. Часть таких установок также отмечена на карте.

Вторая категория «точек» отражает экологические мероприятия, направленные на ликвидацию загрязнения окружающей среды — атмосферного воздуха, почвы и воды. «Точки» показывают, где строятся новые очистные сооружения, приводятся в порядок реки и озера, рекультивируются земли, в прошлом использовавшиеся промышленными предприятиями. На карте не отмечены зоны экологического бедствия, такие как, например, расположенные в Пермском крае города Березники и Соликамск, где образовались гигантские провалы почвы на калийных рудниках. Дело в том, что, во-первых, позитивного экологического содержания в случившемся нет, а во-вторых, карты, на которых отмечены места крупных техногенных аварий, уже давно сделаны.

Наконец, третье направление экологической карты полностью посвящено работе по сохранению богатства и многообразия животного и растительного мира. «Точками» отмечены места обитания животных, некоторые заповедники и национальные парки, созданные для сохранения среды обитания ставших редкими видов зверей и птиц. С помощью карты можно не только составить представление о том, кто из животных где живет, но и узнать, какие меры предпринимаются для сохранения видов, занесенных в Красную книгу.